Абхьяса для йога в городе

 

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

 

         Наверное, эта давняя поговорка прекрасно отображает суть такого санскритского понятия как Абхьяса. Переводится это слово как «повторяемая практика».

         В «Йога-Сутрах» Патанджали Абхьясе посвящены три сутры. В сутре 12 1 Главы говорится о том, что контроль над умом достигается за счет неустанного усилия и непривязанности, а в сутре 13 разъясняется, что практика – это усилие, необходимое для успокоения ума.

         Сутра 14 Главы 1 говорит: «она (практика) становится твердо установленной, когда продолжается в течение длительного времени, с почтением, без прерывания.

         То есть Абхьяса – это усилие, которое мы прикладываем, энергия, которую вкладываем, время, которое посвящаем определенному действию или делу.

         Когда человек расстилает перед собой коврик на пути йоги, создание для себя внутренней установки по отношению к этой практике напрямую определяет ее эффективность и результативность.

Если это намерение, проявляется время от времени, не характеризуясь приложенным усилием, систематичностью, самодисциплиной и умением выйти из зоны комфорта – как правило, такая практика не приносит результата, и потом мы слышим авторитетное резюме «я хожу на йогу, мне не помогает». Тут как говорится, какой запрос – такой и отклик, пропорционально приложенным усилиям и времени.

         Когда же в практике создается четкая установка на регулярность и важность в собственной реальности, тогда и результат соответствующий, как на уровне тела, так ума и духа.

         Когда-то один из моих Учителей сказал «В йоге важна не мотивация, а самодисциплина». И в современном мире эти слова - бесспорная истина. В мире, который постоянен в своем непостоянстве, такими же качествами характеризуется и общество в целом, и каждый отдельный человек в частности. В постоянном потоке событий и информации такое состояние как стресс и беспокойное состояние ума становятся знакомыми практически каждому, притом не только взрослым.

         Постоянство и стабильность определенных вещей в жизни становится своеобразными остановками, контрольными точками, характеризующими нашу реальность при помощи которых можно соединить прошлое, настоящее и будущее.

         Если йога – это путь, который приводит к состоянию прекращения волнений ума, то абхьяса – это способ, как его достичь. Таким образом, непрерывная, регулярная и систематическая практика – ключ к тому, чтобы продвигаться на Восьмиступенчатом пути йоги, описанном мудрецом Патанджали.

На уровне тела Абхьяса как непрерывная практика становится прекрасным способом поддержки хорошей физической формы и здоровья, возможностью ощутить на собственном опыте эффективность асан йоги и их пользу. Как правило, систематическая, регулярная и правильная работа с телом приводит к общему улучшению состояния организма, делая его здоровее, выносливее, красивее.

         Абхьяса на уровне ума и духа для современного городского йога может быть прекрасным инструментом для работы над собой и преодоления собственных клише – препятствий в практике. Такими препятствиями, согласно Сутре 3 Главы 2 «Йога-сутр» являются невежество, эгоизм, желание, ненависть, чувство привязанности.

Через осознание собственных омрачений, при твердом намерении их преодолеть, посредством непрерывной практики можно научиться взаимодействовать с собственным умом, изменяя его качества и свойства. К примеру, если человек постоянно опаздывает, и из-за этого попадает в неловкие ситуации, для него Абхьяса и непрерывное усилие может заключаться в совершении действий, направленных на то, чтобы все делать и везде быть своевременно.

         Свами Сатьянанда Сарасвати определяет понятие «абхьяса – это «быть утвердившимся в старании».

         Если взглянуть на это понятие широко, то любое действие, направленное на упорядочивание, систематизацию, развитие и обучение ума, тела и духа можно назвать абхьясой. В каждый момент времени, когда мы направляем свой ум в определенное русло, взращивая в себе те или иные качества – мы совершаем усилие.

         Невозможно выучить иностранный язык, научиться плавать, водить автомобиль, сесть в самаконасану, длительное время пребывать в медитации, или овладеть любым другим умением или навыком – не приложив для этого определенного количества времени и усилий.

Существует старое доброе выражение: «вода камень точит», а продолжить его можно – «абхьяса точит человека».

         Ведь человек по природе своей подвержен действию эмоций. Сегодня мы полны энергии, даем себе 1000 обещаний, проявляем стойкое намерение на практику йоги, изучение английского языка, поиск новой занятости, поддержание диеты и многое другое.

         Однако наступает завтра, прекрасный день, но энергии уже гораздо меньше. Соответственно, все вчерашние громкие намерения не так настойчивы, а эмоции сменили вектор направленности в другую сторону.

         Это как раз и есть тот поворотный момент, на котором можно практически убедиться в силе Абхьясы и эффективности этого метода работы над своим умом.

         Ведь в жизни каждого человека есть вещи, выполнении которых не зависит от настроения, эмоции, уровня энергии. Это те ежедневные, еженедельные, ежемесячные «ритуалы», которые мы совершаем всегда, и даже не задаем себе вопроса «А может сегодня нет?».

         Утренняя гигиена, приготовление еды, бытовые и трудовые обязанности, банальная уплата налогов и коммунальных платежей, повседневные заботы и дела – это те маленькие вещи, которые постепенно заполняют нашу реальность и становятся жизнью. Притом, не всегда эта реальность и жизнь удовлетворяют человека, соответствуют его внутреннему естеству. Чаще всего она просто происходит, а человек к ней приспосабливается, не задумываясь о том, что в силах на нее влиять и ее формировать самостоятельно.

         Придерживаясь принципа Абхьясы можно научиться здраво понимать свои цели и достигать их посредством постоянной практики и приложения усилия. Таким образом, жизнь наполняется теми событиями и занятостью, которые мы выбираем для себя сами, а не тем, что выпадет на день насущный.

У Антуана Сент-Экзюпери есть прекрасная молитва, которая называется «Искусство маленьких шагов»:

«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. 

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного дара судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем “внизу”.

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. 
Научи меня искусству маленьких шагов«.

Наверное, в этом и есть Абхьяса, маленькими шагами продвигаться по своему жизненному пути, пути практика, меняя себя, меняя мир, пытаясь, стать лучше.

         Ом!

Виктория Феер

 

МЕНЮ
МЫ В СЕТИ

© 2015 - 2018 Клуб йоги OUM.RU