Что же может дать современному человеку вайрагья?
В качестве инструментов для достижения высшей цели йоги, а именно состояния «читта вритти ниродха», Патанджали в «Йога-сутрах указал абхьясу и вайрагью. Это непрерывная практика и отсутствие привязанности, отрешенность, состояние отсутствия как привязанностей, так отвращений. Считается, что благодаря развитию в себе этих качеств можно научиться направлять наработанную во время практики энергию в заданное русло.
В сутре 12 главе 1 «Йога-сутр» говорится о том, что «Управление этими изменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью».
Сутра 15 определяет, что вайрагья, «непривязанность – это свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем.»
В контексте сутр – это достаточно растяжимое философское понятие, о котором можно вести длительные диспуты. Однако, что же означает этот принцип в современном мире? Каким образом можно применить его на себе среднестатистическому городскому йогу, человеку, вставшему на путь самопознания и саморазвития, расстелившему перед собой коврик и поставившего перед собой цель через практики асан и созерцания собственного ума достичь его успокоения и прекращения волнений.
Ведь не каждому в этой жизни дано отречение от мирской жизни и уход в продолжительные духовные практики в поисках состояния «самадхи». При этом, каждый человек, наделенный телом, здравым умом и адекватным сознанием способен познавать себя, постигать мир в доступных для себя проявлениях, в том числе и через восьмиступенчатый путь йоги.
Такие практики сегодня стали жизненно необходимыми и для вполне простых, земных современных людей, которые в бешеном ритме этого безумного мира ищут оазис тишины, покоя, умиротворения. Это является одной из немногих возможностей противостоять постоянному стрессу, шуму, замедлить ускоряющееся время, услышать и узнать себя настоящего.
Что же может дать современному человеку вайрагья?
Прежде всего свободу, свободу дышать, жить и приобретать свой жизненный опыт согласно своему предназначению, а не выполняя заведомо ложные программы, пытаясь соответствовать современным канонам общества, чьим-либо ожиданиям.
Очень часто желания, устремления, привязанности и ложные цели становятся преградами на пути к тому, чтобы ощущать себя полными, целостными, состоявшимися. Как правило, поначалу на эти вещи люди не обращают внимания, пока в один прекрасный момент случайно не замечают, что погрязли в собственных «привязках» как в глубокой трясине. Вслед за этим, обычно, наступает болезненное, но очень глубокое осознание того, что каждая привязка является скорее продуктом работы ума, нежели элементом объективной реальности. Если привязанность становится причиной страданий человека, то стоит задуматься, не стоит ли она того, чтобы уйти от нее в отрешение.
Какими бы ни проявлялись события вокруг нас, окрас и восприятие их приходят изнутри. Каждый человек приходит в этот мир целостным, в нем изначально присутствует все для него необходимо в данный момент. Так же как и на протяжении всей жизни, мир проявляется перед нами ровно таким, каким мы позволяем ему перед собой проявиться.
Но мы ли разрешаем миру проявляться перед нами, или эту реальность «включают» нам снаружи?
Здесь как раз таки все и зависит о того, насколько удается пребывать в состоянии осознанности и учиться воспитывать в себе состояние вайрагьи – непривязанности, о которой писал мудрец Патанджали. Свобода от желаний и страстей позволит честно оценивать настоящий момент, привнося в него то, что необходимо, не загромождая лишним, на материальном, ментальном, а также информационном уровне
Отрешенность и непривязанность можно рассматривать как:
- контроль на органами чувств, непривязанность к услышанному, увиденному, попробованному на запах, вкус, прикосновение;
- освобождение от желаний, которые часто становятся препятствиями на пути, отвлекая ум;
- успокоение чувств и ума;
- воспитание в себе равнодушия к любым привязанностям, беспристрастия;
- высшей стадией отрешения считается освобождение от действия гунн природы.
В обычной жизни йогу в городе не стоит создавать для себя цели достижения высочайшей из форм вайрагьи. Однако, постепенное развитие в себе непривязанности и отрешенности в мелочах может стать прекрасным фундаментом для последующей глубокой личной практики, возможно даже вне городских условий, когда тому будет соответсвующее время.
Так же как умение писать начинается с того, что мы учимся выводить карандашом на бумаге точки, крючки и закарлючки, так же вайрагья постепенно, в процессе осознавания умом и проживания опытом, начинается с малых «отречений», вырастая со временем в более серьезную, аскетическую практику.
К примеру, первыми шагами в практике вайрагья – освобождения от привязанностей – может быть отказ от вредных привычек. Отказавшись от привязанности к алкоголю, сигаретам, компьютерным играм, вредной пищи можно наглядно проследить принцип отречения и его благотворного воздействия на человека как минимум его тело. Постепенно практика может стать частью процесса самовоспитания, превращаясь в процесс освобождения от привязанностей ума. С состоянием «таковости мира» из жизни постепенно исчезают гневливость, раздражительность, страх, волнения, а на смену им приходят здравое восприятие и улучшение качества жизни, так как исчезают их причины. Так создается прочный и стабильный фундамент для вайрагьи на уровне духа, для его стремлению к «читта вритти ниродха».
Когда в жизнь приходит йога, вместе с принципами ямы и ниямы, в ней появляются сатья – правдивость, и сантоша – удовлетворение тем, что есть. Постепенное развитие в себе правдивости и честности, прежде всего с самим собой, позволяет осознать, что очень часто у нас есть все необходимое для «счастья» здесь и сейчас, кроме состояния удовлетворенности. Не имеет значения, какие окружающие обстоятельства нас окружают, имеет значение то, как они отображаются на внутреннем экране восприятия. Прекрасной современной иллюстрацией этому служат роман Анны Сьюэлл и снятый по его мотивам художественный фильм «Полианна», или невероятно глубокая кинолента Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Не важно сколько нам отмерено, важно как мы проживаем каждый миг то, какие кармические последствия создаем.
Чем меньше привязанностей и неудовлетворенных желаний присутствует в жизни, тем эффективней можно проживать настоящий момент, понимая, что все, что с нами происходит, является самым необходимым для нашего развития и эволюции именно сейчас.
Умение принимать текущий момент в любых его проявлениях, не привязываясь к результату и каким-то ожиданиям, позволяют воспринимать мир таким, каков он есть, не создавая волнений ума.
Это не значит, что практикуя вайрагью, мы отдаем себя на произвол судьбы, отказываясь мирского. Мы всего лишь учимся не подвергать ум страданиям и волнениям, которые возникают в результате привязанностей. Отрешенность для йога в городе не предусматривает отказа от привычной жизни, работы, семьи, повседневных обязанностей. Как раз таки наоборот, эта практика позволит значительным образом улучшить ее качество, через привнесение осознанности и умения работать с собственным умом. Тем не менее, чем осознанней станет наше отношение к себе, тем осознанней оно станет к планете. Как пишет известный современный фантаст Бернар Вербер: «Важно помнить, что эту планету мы берем в аренду у собственных детей». То, какой мир мы создаем для своих детей, напрямую определят будущее, которое их ожидает.
По этому поводу хочется вспомнить Историю о царе Джанаке, из «Йога-Васиштхи», который страдал из-за постоянного беспокойства ума, и в результате длительных поисков нашел способ обрести внутренний покой и равновесие. В этом рассказе присутствуют слова, которые, на мой взгляд, являются практическим руководством для практики вайрагьи ( или по крайней мере, одним вариантов):
«О Рама, живи в этом мире с неограниченным видением, решительно отвергая все ограничения. Будь внутренне свободен от желаний и надежд, но внешне делай то, что должно быть сделано. Исследуй все и стремись только к тому, что бесконечно и неограниченно, живи в этом мире, постоянно погруженный в бесконечное. Без надежд в сердце живи так, как если бы ты был полон надежд, живи со спокойным и бесстрастным сердцем, внешне поступая как все остальные. Внутренне откажись от всех понятий «я делаю», внешне делая то, что должно быть сделано. Так живи в этом мире, о Рама, совершенно свободный от малейших следов чувства эго».
Ом!
Виктория Феер