Как принципы йоги помогают жить экологичнее
Йога из ограниченной по времени практики на коврике перерастает со временем в стиль жизни занимающегося. Она проникает во все аспекты его существования. Это происходит еще и потому, что законы йоги универсальны и подходят для всех сфер активности.
Сейчас много говорится о насущных экологических проблемах, поэтому интересно было бы проследить, как йогические принципы соотносятся с правилами бережного отношения к окружающей природе, которая, к сожалению, превращается постепенно в окружающую среду.
Часто, объясняя понятие Кармы, приводят примеры межличностных отношений, говорят о том, как нужно общаться с людьми: "Делай так, как хочешь, чтобы сделали тебе". Однако помимо людей человек постоянно взаимодействует, в наше время может быть и не так явно, с природой. Порой люди не задумываются об этих отношениях, а ведь они тоже создают карму, связывая нас опосредованно - через воду, воздух, почву - с другими существами. Мы здесь совсем не надолго, а что оставляем после себя? Горы мусора на свалках, непригодную для питья и жизни воду, деградировавшую почву и загрязненный воздух.
Помимо закона Кармы широко известны принципы йоги, изложенные Риши Патанджали в "Йога-сутрах" как первые две ступени совершенствования практика. Они называются Яма и Нияма и представляют собой свод этико-нравственных правил, которые предлагается принимать в жизнь первыми, раньше освоения асан, чтобы распоряжаться накопленной энергией здраво.
Например, если бы каждый практиковал принцип Сантоша (удовлетворенность), то наверняка некоторых экологических проблем человечеству удалось бы избежать. Этот принцип советует нам быть удовлетворенными тем, что имеем, ценить это и беречь. Такая позиция в отношении вещей и следование принципу Апариграха точно сделали бы мир чище. Апариграха хорошо перекликается с удовлетворенностью и предлагает нам не заниматься накопительством. Конечно, в наше время трудно не заболеть этой болезнью, когда всюду продвигается жажда приобретения и потребления.
Как раз отказ от утоления такой жажды или других страстей постулирует принцип Брахмачарья, в этом ключе тоже дружественный экологии. Например, по статистике 1/4 часть приобретенных пищевых продуктов, оказывается потом выброшенной, поэтому не зря психологи и диетологи не советуют людям посещать продуктовые магазины голодными. Часто в таком состоянии человек не способен адекватно оценить потребности в еде и покупает больше, чем требуется. А между тем, много людей в мире голодает, как бы банально это не звучало.
Страсть к приобретению может проявляться не только в отношении еды, одежды, но и в отношении, например, полезных книг по саморазвитию, когда человек запоем скупает десятки книг, которые впоследствии так и остаются непрочитанными.
Однако, приобретая что-либо, следует помнить как минимум два момента. Во-первых, о том, что деньги - это эквивалент нашей энергии, которую нужно расходовать разумно, и не вкладывать в ненужные вещи. Потому как, если этой вещью дальше человек не пользуется, все равно она подпитывается его энергией, а это, согласитесь, совсем не эффективная трата жизненных сил. Во-вторых, за каждую вещь, которая у нас есть, мы несем ответственность, т.к. в конце концов нам нужно будет решить, как с ней поступить. Ведь приобретать непрерывно невозможно - периодически нужно избавляться от старых вещей. Часто они просто оказываются на свалке, однако глобально это не решение проблемы. Выбросив что-то, человек по сути просто убирает это из поля зрения, но ведь вещь может долго разлагаться, погребенная под метрами мусора, продолжая оттягивать на себя какую-то часть энергии хозяина. Есть более разумный выход. Ненужным вещам можно дать вторую жизнь: например, пригодную одежду сдать в благотворительную организацию, предметы обихода отдать знакомым, а просто мусор сдать на переработку.
Если отталкиваться от логики, что глобально мы связано со всем миром, то еще один предложенный в "Йога-сутрах" принцип Шауча советует нам держать в чистоте не только мысли и тело, но и окружающий мир. Поэтому странно наблюдать за современными йогами, которые усердно практикуют, добиваясь внутреннего совершенства, и одновременно злоупотребляют, например, одноразовыми вещами. Конечно, не нужно в одночасье отказываться от достижений цивилизации, но, по крайней мере, следует стремиться к уменьшению следа, который мы оставляем в природе.
Кстати, некоторый дискомфорт, который привносит в нашу жизнь более экологичный образ жизни, например, отказ от одноразовых предметов, разделение мусора и сдача его в пункты приема, тоже идет йогу на пользу - как и любая аскеза, он помогает накапливать Тапас - универсальную энергию.
Ну и наверно один из самых явных принципов, который связан с экологией, это Ахимса. С санскрита он переводится как "ненасилие". К сожалению, на данный момент само существование человека на этой планете невозможно без пагубного воздействия на природу, мы сильно отдалились от натурального хозяйства, поэтому для нужд человечества промышленность работает непрерывно, воздействуя на природу. В свою очередь, природа состоит из живых существ, получается, мы постоянно проявляем насилие по отношению к ним, загрязняя их места обитания и лишая естественных экологических ниш.
И еще один интересный момент, связанный с Ахимсой. Сейчас экологическое движение набирает все большие обороты и шире распространяется, люди осознают существующие проблемы, пытаются минимизировать свое влияние на природу и для этого порой наполняют свою жизнь значительными аскезами. Однако часто эти люди питаются традиционно и пренебрегают тем вкладом, который делает животноводство в усугубление экологических проблем.
Дело в том, что на основании многочисленных исследований Рамочная конвенция ООН по изменению климата делает официальные заявления мирового масштаба одно за другим. Один из ее выводов: «Сектор животноводства - один из двух-трёх наиболее существенных "вкладчиков" в наиболее серьёзные экологические проблемы, во всех масштабах, от местного до глобального». Не удивительно, ведь для целей животноводства используется 1/3 часть суши; для посадки кормов вырубаются ценные леса; при выпасе скота большие участки почвы деградируют; больше 50% парниковых газов - выбросы мясной индустрии; по объему сточные воды животноводческих предприятий превышают в 3 раза промышленные и в 10 раз бытовые и т.д. А мы часто виним промышленность во всех экологических проблемах..
К сожалению, все эти данные широко не оглашаются, однако вывод напрашивается сам: "Вегетарианство это уже не просто индивидуальный выбор каждого, а необходимость - во имя будущего нашей планеты."
Друзья, так давайте же придерживаться принципа Сатья - не будем заниматься самообманом, а будем правдивыми прежде всего с собой. Осознавая наш вклад в экологические проблемы, давайте стараться делать реальные шаги в сторону гармоничных отношений с окружающим миром, другими словами: "Жить по совести и в ладу с природой". А действия, которые может сделать каждый, обсудим в следующей статье.
Автор преподаватель йоги клуба oum.ru: Наталья Кряжевских